- Главная
- О Руднянском районе
- История
- Памятник-надгробье «Скорбящая мать»
Памятник-надгробье «Скорбящая мать»
Я мать. Я - Родина.
Как совесть, я бессонна.
Замученных людей
Я слышу каждый стон.
Пусть знают палачи,
Что нет святей закона,
Чем справедливого Возмездия закон.
Эти слова Николая Рыленкова высечены на гранитном памятнике-надгробии на юго-восточной окраине Рудни, где в октябре 1941 года фашисты расстреляли более 1200 тысяч мирных жителей. Скорбное, горькое, страшное это место находится рядом с городским кладбищем. И есть что-то глубоко символичное в том, что именно здесь не высыхают слезы на лицах людей. Словно сливается боль сегодняшняя и та, былая... Под надгробными плитами лежат женщины, старики, дети. Вчитываться в даты их рождения и смерти особенно страшно. В сорок первом здесь был противотанковый ров, ставший могилой для ни в чем неповинных людей. Закапывали и убитых, и раненых. Два дня, по свидетельству очевидцев, дышала земля. В сорок втором -опять расстрелы мирных жителей на этом месте. И весной сорок третьего - тоже.
Фашисты убивали мирных жителей не только здесь, но и на Бутровском кладбище, в плодопитомнике, в Гранках, в Любавичах... А деревни Шарино и Марково стали руднянской Хатынью - их жителей заживо сожгли каратели. Пепел сожженных людей стучит в сердца живых - услышьте этот стук.
И словно всю эту боль вобрала в себя мать - Родина, чье лицо высечено на гранитном пилоне.
Памятник-надгробие "Скорбящая мать" имеет огромную художественную ценность. Его автор - известный скульптор, народный художник РСФСР, лауреат Государственной и Ленинской премий СССР, наш земляк Лев Ефимович Кербель. Это одно из лучших произведений скульптора. Недаром на обложке двух художественных альбомов, посвященных его творчеству, помещена фотография именно этого памятника. Образ матери потрясает своей простотой и выразительностью. Создан памятник был по велению сердца. О многом говорит и такая деталь: Кербель сделал надгробие безвозмездно. Архитектор памятника - Виталий Николаевич Датюк. Поставлен монумент в 1965 году. Это был один из первых советских памятников, в котором смело использована фрагментация. Всю силу своего таланта вложил Кербель в это немолодое, печальное лицо. Маститые критики относят это надгробие к лучшим траурным памятникам.
Вглядитесь в этот скорбный лик. Услышьте сердцем бессонный, как совесть, голос матери-Родины.