Памятник-надгробие «Скорбящая мать»: было-стало
Памятник-надгробие «Скорбящая мать»
Во имя павших. Лев Ефимович Кербель в 1965 году высекал в граните не просто памятник, а целую главу народной трагедии. Сегодня, спустя десятилетия, мы видим, как этот художественный образ обрел новое звучание благодаря масштабным работам по благоустройству
Это дорого, это свято
Увековечение пямяти погибших при защите и освобождении округа от немецко-фашистских захватчиков — одно из основных направлений в работе главы округа Ю. И. Ивашкина с первого дня у власти.
Благодаря его инициативе в свое время в городе появился бюст Героя Советского Союза, нашего земляка М.А. Егорова, сквер Героев, бронзовый памятник солдату на братской могиле возле ГДК, памятник Ксении Константиновой и 233 бойцам в д. Распопы, неоднократно благоустраивался мемориал в Микулино и многое другое. По предложению Ивашкина за всеми организациями, предприятиями закреплены воинские захоронения, за которыми они ухаживают не один год. Когда рассказываю об этом в кругу коллег из других округов, мне с трудом верят и спрашивают: «Что, и у редакции есть памятное место?» «Есть», — отвечаю. Вы бы видели эмоции родных из ближнего и дальнего зарубежья, которые приезжают на могилы своих погибших родственников! Как они радуются, что места упокоения их родных не преданы забвению. Искренне, со слезами на глазах благодарят и тех, кто стоит у власти, и простых руднян. Одна женщина из Липецкой области, впервые побывав в Распопах, написала в письме в редакцию: «Теперь я могу умереть спокойно — мой брат лежит в раю на земле».
Нам, руднянам, действительно не стыдно перед павшими и их живыми родными.
Конечно, глава не мог оставить без внимания братскую могилу расстрелянных мирных жителей с памятником «Скорбящая мать». За полвека место это, как и все в жизни со временем, как-то постарело, требовало современного вида, а значит благоустройства.
За деньги бюджета округа была составлена проектно-сметная документация. А дальше Ю. И. Ивашкин обратился за финансовой помощью к Губернатору области В. Н. Анохину. Василий Николаевич поддержал идею. Благоустройство было включено в одну из региональных программ.
Работы вела молодая строительная фирма ООО «РЕГИОНСТРОЙ».
Мнение
— Для нас — это не первый такой объект, но в Руднянском округе мы впервые благоустраивали братское захоронение, — делится руководитель фирмы А. А. Малкеров. — Конечно, очень нам пригодились дельные советы, подсказки Ю.И. Ивашкина. Он посещал объект практически каждый день.
Увековечение памяти погибших в бою, а тем более расстрелянных, замученных, ни в чем не повинных мирных жителей — женщин, стариков, детей – наш долг. И это не просто слова. Читаешь на плитах фамилии, возраст (7 лет, 5 лет, 37…, целые семьи) и мороз по коже. Разве имеем мы право это забывать, предавать забвению?
Спасибо из конверта
Хотим выразить большую благодарность сотрудникам Руднянского исторического музея и администрации г. Рудни за помощь в организации посещения нашей семьей земли наших предков, убиенных фашистскими оккупантами и захороненных в братской могиле — «Скорбящая мать».
Очень отзывчивые и компетентные люди! Мы все в восторге. Особенно дети от посещения музея. Теперь наши дети знают землю предков и где они захоронены.
Очень важно, что на месте захоронения проводится нынче большое благоустройство. Это впечатляет.
Спасибо руководству области и Руднянского округа за бережную память, за неравнодушные сердца.
Большое спасибо всем руднянам, кто ухаживает за могилой. Мира и здоровья вам.
Семья Каценеленбоген, г. Саратов
Память в сером граните
По материалам Руднянского исторического музея
21 октября 1965 г., 60 лет назад, на гражданском кладбище в г. Рудне был установлен памятник-надгробие «Скорбящая мать» — одна из лучших работ народного художника СССР (1977 г.), лауреата Сталинской (1950 г.) и Ленинской (1961 г.) премий, скульптора Льва Ефимовича Кербеля. Архитектор памятника — Виталий Николаевич Датюк.
Рудня была оккупирована 14 июля 1941 года. С первых дней оккупации гитлеровцы начали массовое уничтожение мирных жителей еврейской национальности, а также других советских граждан, по обвинениям в неподчинении, связи с партизанами, укрывательстве евреев и т.д. В противотанковом рву, в 2 км от города, 21 октября 1941 г. было расстреляно 1200 мирных граждан. Расстрелы продолжались и в 1942, и в 1943 годах.
В июле 1964 г. погибших перезахоронили на гражданское кладбище, а 21 октября 1965 г. состоялось открытие памятника-надгробия «Скорбящая мать». Памятник изготовлен из серого гранита. В верхней части высечено лицо скорбящей матери. На лицевой грани слова Николая Рыленкова:
Я — мать. Я — Родина.
Как совесть, я бессонна.
Замученных людей
Я помню каждый стон.
Пусть знают палачи,
Что нет святей закона,
Чем справедливого
Возмездия закон.
Памятник-надгробие «Скорбящая мать» имеет огромную художественную ценность. Это одно из лучших произведений скульптора Л. Кербеля. Недаром на обложке двух художественных альбомов, посвященных его творчеству, помещена фотография именно этого памятника.
Образ матери потрясает своей простотой и выразительностью. Создан памятник был по велению сердца. О многом говорит и такая деталь: Кербель сделал надгробие безвозмездно. Это был один из первых советских памятников, в котором смело использована фрагментация.
Всю силу своего таланта вложил Кербель в это немолодое, печальное лицо. Маститые критики относят это надгробие к лучшим траурным памятникам. Под надгробными плитами лежат женщины, старики, дети. Вчитываться в даты их рождения и смерти особенно страшно. Всего в этом месте захоронено около 3000 человек.
Кстати
Судьба руднянских и любавичских евреев описана в книге Иосифа Цынмана «Бабьи Яры Смоленщины. Появление, жизнь и катастрофа Смоленского еврейства».
Из биографии
Кербель — автор 50 памятников и мемориалов
Л. Е. Кербель родился 25 октября (7 ноября) 1917 года в небольшом селе Семеновка Черниговской губернии Российской республики. В годы гражданской войны семья Кербелей переезжала из города в город. После войны Кербели обосновались в Смоленске.
Интерес и явные способности к художественному творчеству у Льва Ефимовича открылись еще в раннем детстве, в возрасте около 6 лет. В школе Кербель продолжал заниматься искусством, особенно лепкой. На одном из школьных конкурсов детского творчества он получил первую премию в виде фотоаппарата «Фотокор № 1» за шуточную глиняную композицию «У самовара я и моя Маша». Первое серьезное признание своего художественного таланта Лев Ефимович ощутил в 9-м классе (1933 год), когда барельеф с изображением В. И. Ленина его работы был высоко оценен на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Зимой 1934 года Лев Кербель приехал в Москву с целью показать свою призовую работу — барельеф В. И. Ленина — в Наркомпросе РСФСР и получил хороший отзыв.
В сентябре 1937 года он стал студентом I курса скульптурного факультета Московского института живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения (будущий МГХИ имени В. И. Сурикова). Летом молодой художник подрабатывал руководителем детских и художественных кружков в пионерских лагерях, в том числе в «Артеке».
С начала Великой Отечественной войны Кербель вместе с другими студентами и старшеклассниками был направлен по комсомольской мобилизации на рытье окопов, где впервые столкнулся с прифронтовой обстановкой. Однако на фронт в 1941 году ему попасть не удалось. Только в 1942 году его ходатайства были удовлетворены, и Лев Кербель был призван на Северный флот, где служил военным художником. Служба Л. Е. Кербеля проходила среди моряков-подводников и летчиков Заполярья, чье мужество и героизм вдохновляли молодого скульптора.
В 1945 году командование советских войск в Германии вызывало Кербеля в Берлин, где в соавторстве с В. Е. Цигалем он выполнил работу над монументом в память героев штурма Берлина, который решено было установить в берлинском парке Тиргартен.
Нет такого жанра скульптуры, в котором бы Л. Е. Кербель не работал: он выполнял портреты и памятники, монументальные комплексы и станковые композиции. Л. Е. Кербель — автор более 50 памятников и мемориалов, установленных во многих отечественных городах и за рубежом. Им создано большое количество скульптур выдающихся деятелей государства, военачальников, Героев Советского Союза и соцтруда.
Скончался на 86-м году жизни 14 августа 2003 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Нет в мире образа печальней
Михаил Музыкантов
Нет в мире образа печальней, чем вид скорбящих матерей,
Склоненных у могил детей… Нам не забыть тех жутких дней,
Когда фашисты к нам ворвались и над народом издевались.
Порядки жесткие ввели: всех неугодных извели,
За непокорность — мучили и принародно вешали;
Деревни жгли и грабили… Вот так повсюду правили.
Нацисты зверски убивали старух, детей и стариков
И тех, кого сочли иными за то, что в них не та лишь бровь.
Но не понятно было фрицам, что на планете — мы семья;
Живем все вместе в общем доме, с прекрасным именем — Земля.
Ведь то, что создано не нами, не нам судьбу того вершить.
Бог не для распрей людей создал, а предписал в любви всем жить.
Но не для всех Божьи законы: вновь демон рвется их попрать,
Чтобы вершить зверей повадки — тем превосходство показать.
Вампиры алчные, хотите вновь кровь людей наших лакать?
Тогда вы предков вспомяните, чей на Руси остался прах.
Мы память выбили в граните, чтобы не забыть и донести
Грядущим людям на планете, что лучше миру мир нести.
Людмила Азаркевич